/СОЦИОЛОГИЯ В МЕДИА АРТ ПРОСТРАНСТВЕ/












































/Социологическое исследование проводилось с 20 июня по 10 июля в Санкт-Петербурге, в центральном выставочном зале Манеж,на МЕДИА АРТ ФЕСТЕ 2000.

Основным методом сбора информации было раздаточное анкетирование, выборка была, соответственно, случайная.

Всего было опрошено 330 человек,разных возрастных групп, различного образовательного уровня, разных профессий и мест социокультурной социализации что является (учитывая умеренную активность посетителей) достаточно серьезным основанием для научных выводов и обобщений.

1.   Цель исследования:

Изучение характера взаимодействия электронного интерактивного искусства и современного зрителя на МЕДИА АРТ ФЕСТЕ 2000 в Санкт-Петербурге.

2.    Объект исследования:

Посетители Медиа-Арт Фест 2000, (СПб 20.06 - 12.07) ЦВЗ Манеж.

3.   Предмет исследования:

Взаимодействие посетителей Медиа-Арт Феста 2000 и интерактивного электронного искусства.

4.   Задачи:

/
1.Определить степень интереса к электронному интерактивному искусству в городе с высоким уровнем традиционного культурного образования. Метод: структурализованное, невключенное, полевое, систематическое наблюдение.

/2. Определить готовность посетителей принять новые виды искусства, быть активными субъектами в интерактивном музейном пространстве.

/ 3.Проверить вероятную зависимость (корреляцию) степени активности посетителей на выставке и их
а) образования;
б) опыта пребывания в виртуальном пространстве Интернета.


/ 4.Проверить вероятную зависимость степени культурной толерантности от:
а) возраста;
б) опыта пребывания в аналогичном эстетическом пространстве.


/ 5.Определить возможный характер совместимости инновационного искусства с существующими традиционными видами и формами.

Метод: анкетный опрос.



/О ПРОЕКТЕ.../

/...Можно написать длинную историю о том, как я читала большие умные книжки, ходила на лекции по истории искусства и новым технологиям в Институт Про Арте или общалась с художниками, искусствоведами, социологами и просто с хорошими и интересными людьми. А можно просто в двух-трех словах и по порядку.

   Сначала было поступление в аспирантуру факультета социологии СПбГУ, потом проблема выбора темы диссертации - такой, чтобы на ее изучение не жалко было тратить время и силы, а наоборот, чтобы тема захватывала и сама вела меня. И она пришла: "Социокультурная коммуникация в современном обществе".

   "В любой диссертации должно быть социологическое исследование!" - эту простую истину знает каждый аспирант, желающий стать кандидатом. Но это не вдохновляет. Вдохновляет новое эстетическое медиа пространство, возможность испытать свои силы и сильное, не проходящее желание стать хорошим профессиональным социологом не только в теории, но и в прикладной, интерактивной сфере.

   Идею проведения исследования, как и все другие мои научные шатания, поддержал мой научный руководитель, доктор социологических наук Дмитрий Петрович Гавра. (Если бы не он, то не было бы ни исследования, ни самой темы диссертации). С профессорами надо общаться на их, строгом, научном языке, поэтому была написана вся теоретическая база: предмет, объект, цели, задачи, гипотезы.

   Проект исследования случайно увидел Алексей Шульгин - менее строгий научный критик, но мастер проведения провокационных мероприятий в музейном пространстве. Изначально я хотела проводить скрытое исследование, раздачу и сбор анкет не предполагалось афишировать, велось бы как скрытое, так и включенное наблюдение и все фиксировалось бы на бумаге для научного архива. Но Шульгин увидел это по-другому. Идея посадить строгую девушку от науки,которая создала бы реальную,заранее не запрограммированную, интерактивность на Фесте,на основе заполненных посетителями анкет создавала бы графики, диаграммы и тут же вешала их на стенд, пришла именно ему.
И так я села - с тремя стендами, лап-топом и анкетами на почти все дни Медиа Арт Феста. (Отмечу, что все эти технические составляющие появились благодаря Институту Про Арте - его сотрудникам и студентам)

   Я почти облеченно вздохнула, ведь 12 июля, последний день работы фестиваля, становился все ближе и желаннее. Но тут появился медиа художник из Института Про Арте Эльдар Кархалев. Если бы он просто появился, то облегченный выдох был бы полный - но дыхание пришлось задержать - он пришел с идеей создания сайта по результатам исследования. Поэтому 330 анкет были в срочном порядке обработаны. Результаты будут постепенно появляться с Сети, чем дальше - тем интереснее.

И последнее - все Ваши отзывы, критические замечания и предложения будут с благодарностью приниматься авторами проекта.

Юлия Байер  /








































/ВОПРОСЫ АНКЕТЫ/

/1. Напишите первые три, пришедшие Вам на ум слова, характеризующие Ваши впечатления об увиденной выставке/

/2. Я пришел (пришла) на эту выставку потому что …/

/3. Укажите, пожалуйста, сколько экспонатов Вы "испытали" на интерактивность/

/4. Считаете ли Вы увиденное на Медиа Арт Фесте искусством ?/

/5. Нуждается ли большинство увиденных Вами экспонатов в смысловом объяснении профессионала?/

/6. Выберите один возможный вариант развития медиа и видео арта/

/7. По какому критерию Вы бы оценили экспонат на этой выставке? /

/8. Сталкивались ли Вы до этого с медиа, видео или сетевым артом ? /

/9. Считаете ли Вы себя активным пользователем Интернета?/

/10. Ваше образование/

/11. Ваш возраст/

/12. Укажите, пожалуйста, место, где Вы выросли/

/13. Ваш пол/



















































































/Первый вопрос анкеты "Напишите первые три, пришедшие Вам на ум слова, характеризующие Ваши впечатления об увиденной выставке" наиболее интересен (и одновременно трудоемок ) в своей обработке. Пока можно лишь отметить, что автор столкнулась с богатым лексическим кладом, найденным в запасниках находчивых посетителей.

Характеристики распределились от восторженных возгласов: "Это прогресс!" "Это будущее!" "Наконец-то!" "Это мечта! Неожиданно!"...

...до угрюмо- корректного пропускания букв в некоторых словах русского фольклора и задумчивого-" Что это?" "Бред, но прикольно" "Щас бы пива холодненького… "/











































/Вопрос второй: Я пришел (пришла) на эту выставку потому что … сразу дает понимание мотивов посещения Медиа Арт Феста - то есть кто намеренно пришел на этот праздник - а кто за компанию или просто проходил мимо. Итак:

 01 интересуюсь современным искусством, давно хотел(а) увидеть медиа - арт экспонаты - 46,4% (153 чел.)
 02 имею профессиональный интерес, работаю в сфере искусства - 24,2% ( 80 чел.)
 03 не могу пропустить интересное событие - 29,1 % (96 чел.)
 04 решил(а) составить компанию хорошему человеку - 21,5% (71чел.)
 05 случайно увидел(а) афишу - решил(а) зайти - 19,7% (65чел)












































/Третий вопрос определял степень активности посетителей. Этот вопрос был открытый, и для его обработки я использовала следующую шкалу:

 1 = низкая активность или посетитель подошел и нажал на кнопочки к 1-3 экспонатам - 28,2% (93чел.)
 2 = средняя, умеренная активность, т.е. посетитель испытал на интерактивность 4-6 экспоната. 32,1 % (106 чел.)
  3 = здоровая активность любознательного посетителя испытавшего 7 и более экспонатов. 39,7% (131чел.)












































/Четвертый вопрос был достаточно роковым для медиа арта, поскольку решал, его место в современном социокультурном контексте. Звучал он достаточно просто: "Считаете ли Вы увиденное на Медиа Арт Фесте искусством ?" Ответы распределились следующим образом:

 Да - 86,1% (284чел.)
 Нет - 11,8% (39чел.)
 Затрудняюсь - 2,1% (7чел.)


/Можно сказать, что к искренней радости исследователя, гипотеза о том, что "учитывая широкую распространенность традиционных форм искусства в С.-Петербурге, большая часть посетителей фестиваля не будет готова рассматривать представленные на ней экспонаты как формы искусства" не подтвердилась. Культурная толерантность и демократичность посетителей выставки оказалась значительно выше, чем я предполагала. Ниже мы рассмотрим, от каких факторов зависело распределение ответов. Сейчас лишь отметим, что петербуржцы (или ленинградцы) больше, чем все остальные проявили свою традиционную направленность в искусстве 28 из 39 человек, ответивших отрицательно, воспитывались в С.- Петербурге. В отличие, например, от 36 жителей областных городов и сел из которых 32 человека признали увиденное искусством и лишь 4 респондента пришло к обратному выводу/












































/Пятый вопрос был провокационным : "Нуждается ли большинство увиденных Вами экспонатов в смысловом объяснении профессионала?"

В общем -то он спрашивал посетителя: "Вам объяснить смысл происходящего или Вы видите, чувствуете и понимаете его сами?" Распределение ответов меня не разочаровало:

 Да - 47,6% (157чел.)
 Нет - 52,4 % (173 чел.)


/Итак, большая часть посетителей, среди которой и школьники, и программисты, и менеджеры, и студенты, и опытные искусствоведы гордо отвергла объяснения, желая разобраться самостоятельно в происходящих культурных революциях. Первичная социализация здесь не повлияла - 100 петербуржцев захотело получить объяснения, а 113 отказалось. Повлиял профессиональный интерес посетителей. Каким образом? Об этом позднее./












































/Следующий, шестой вопрос: Выберите один возможный вариант развития медиа и видео арта:

 01 новое электронное искусство будет мирно сосуществовать с традиционным - 58,5% (193чел.)
 02 возможно постепенное вытеснение традиционных видов искусства новыми - 18,8% (62чел.)
 03 медиа арт будет постоянно конфликтовать с традиционным искусством - 16,7% (55чел.)
 04 другое - 4,8% (16чел.)
 05 не ответило - 1,2% (4чел.)


/Как это и предполагалось в гипотезе, уровень культурной толерантности у наших посетителей достаточно высокий, мы готовы принять инновации, даже в священной сфере искусства, даже когда они приходят с Запада, несмотря на наши стереотипы и традиционную, далеко не компьютерную культуру. И, если и произойдет конфликт, то он будет скорее латентный, потихонечку -помаленечку новые технологии и вытеснят холст и масло - 62 респондентам это больше по душе. И только 55 посетителей Медиа Арт Феста готовы открыто конфликтовать, принять возможное противостояние и жить с ним. 16 творческих респондентов предложили свой сценарий развития. Например:
/  превратится в компьютерную игру
/  постепенно отомрет
/  интеграция искусств и появление тотально нового вида
Очень впечатляет фантазия участников виртуального пространства культуры и радует то, что судьба нового арта не оставила никого равнодушным. Чем больше вариантов - тем больше перспектив и направлений развития у нового социокультурного феномена. Радостно уже то, что его "приютили" на равных больше половины опрошеных - значит медиа арт не уедет безвозвратно в Германию, а оставит самое, пожалуй, ценное: идеи и идеологически подготовленную почву для дальнейшего развития/












































/Следующий, седьмой вопрос: " По какому критерию Вы бы оценили экспонат на этой выставке?" был поставлен для того, чтобы понять, насколько глубоко или, наоборот, поверхностно посетители были готовы оценить увиденное. Насколько критерии оценки традиционных видов искусства применимы к медиа экспонатам, ведь велика была и вероятность того, что техно арт будут оценивать по материальным или временным затратам. Автор исследования в данном случае исходила из понимания того , что в современных произведениях искусства важно находить смысл, расшифровывать символы и связывать их с настоящим социокультурным контекстом развития, частью которого и является любое произведение. Здесь мы уже можем говорить о качестве восприятия искусства. Для того, чтобы мои слова стали убедительнее, можно сослаться на авторитетного французского социолога П.Бурдье, утверждавшего что качество восприятия искусства связано с его символическим значением. Посмотрим, как распределились ответы респондентов:

 01 количество времени и усилий, потребовавшихся для создания экспоната - 7%(23чел.)
 02 материальные затраты определяют стоимость медиа арт экспоната- 1,8%(6чел.)
 03 символическое, смысловое значение экспоната - 57,3% (189чел.)
 04 эстетический вид - 26,1% (86чел.)
 05 другое - 6,1% (20чел.)
 06 не ответило на вопрос - 6 человек (1,8%)


/Культурная столица доказала на примере своих жителей, что она имеет право быть культурной столицей. Основные качественные параметры восприятия - символическое значение и эстетический вид оказались вполне применимы к новым экспонатам, значит, как и в обычных музеях, посетители искали в них смысл (а не развлечение) и эстетическое удовольствие. Интересен и 5-ый вариант, другое: альтернативный критерий восприятия, названный еще Аристотелем - это эмоциональное воздействие, отклик души на увиденное, субъективные внутренние ощущения, как отметила одна посетительница - некоторые экспонаты "цепляют". Вероятно, катарсис в истинном понимании этого слова как облагораживающее облегчение и очищение испытали далеко не все, но даже если некоторые экспонаты потрясли нас внутренне, изменили, заставили посмотреть на жизнь в другом ракурсе - то посещение Медиа Арт Феста уже не прошло безрезультатно. Замешательство 6 человек при выборе адекватного критерия тоже вполне объяснимо: новое и непонятное всегда сложно вписать в какой-либо контекст, поэтому лучше подождать, подумать, посмотреть, что скажут авторитеты /



















































































/
1.Чем выше уровень образования посетителя, тем самостоятельнее и активнее он будет в новом интерактивном пространстве выставочного зала.

2.Предыдущий опыт пребывания в аналогичном эстетическом пространстве положительно повлияет на готовность принять медиа арт как равноправный вид искусства.

3.Учитывая широкую распростроненность традиционных видов искусства в Санкт-Петербурге, большая часть посетителей фестиваля не будет готова рассматривать представленные на нем экспонаты как формы искусства.

4.Из трех предложенных вариантов развития медиа арта наиболее приемлемым для большинства посетителей окажется форма сосуществования старого и нового видов искусства (ввиду предпологаемого сочетания культурной толерантности и здорового консерватизма у большинства посетителей).

5.Потребность услышать компетентное объяснение смыслового значения увиденного на выставке будет достаточно велика и может зависеть от места первичной социализации посетителей и их профессиональной деятельности

6. Учитывая новизну события и предполагаемую поддержку СМИ, интерес (выражаемый в посещаемости) к выставке будет умеренно активный








































/№ 1Чем выше уровень образования, социальный статус посетителя, тем самостоятельнее и активнее он будет в новом интерактивном пространстве выставочного зала.

В реальности эта зависимость была очень слабо выражена. Например, среди посетителей с высшим образованием (142 респондента) 42 проявили минимальный уровень активности ("испытали" 1-3 экспоната), а 53 человека были максимально активны ( то есть не обошли своим вниманием более 7 интерактивных экспонатов). Другая треть высокообразованных была умеренно активна на празднике медиа искусства - 47 человек подвергло интерактивности 3 - 6 экспоната.. Группа респндентов со средним и средним специальным образовательным уровням проявила более высокую активность. Так, из 20 респондентов со средним специальным образованием максимально активны были более половины - 13 человек, а среди 50 обладателей аттестатов о среднем образовании лишь 13 минимально активных против 20 очень активных.

Можно смело утверждать, таким образом, что наша первая гипотеза не подтвердилась. Уровень образования не оказал решающего влияния на активность посетителей праздника медиального искусства. Объяснить противоречие гипотетического утверждения и реальных фактов можно следующим образом. Посетители с высшим образованием достаточно хорошо усвоили нормы поведения в музейном пространстве, не привыкли трогать экспонаты руками, "выжимая" из них интерактивность - в итоге испробованы были только откровенно провоцирующие интерактивность "игрушки" Д.Шоу. Подростки со средним образованием наоборот, не отягощены строгими правилами поведения в музеях, поэтому им было проще преодолеть расстояние между собой и экспонатами, а желание "все испытать, все потрогать" приводило к тому, что интерактивными становились даже вполне самодостаточные экспонаты Феста.

Хорошо, если не образование, то какой другой фактор повлиял на степень активности?
Ярко выражена оказалась взаимосвязь степени активности и опыта работы в Интернете. Из 86 активных "жителей" виртуального пространства 44 проявили максимальную активность в медиа арт пространстве, 23 - умеренную и только 18 респондентов из группы "очень часто бывающих в Сети юзеров" были неактивны. Примерно та же активность (только в обратном порядке!!!) среди тех 96 респондентов, кто ни разу не попадался в сети "всемирной паутины." Из них 40 человек были минимально активны, 30 - умеренно и только 26 из 96 максимально использовали интерактивность медиа арта. Понятно, что те, кто привык нажимать на кнопки в виртуальном пространстве смогли сориентироваться и в медийном, а те, кто не любит (или не имеет возможности) общаться с компьютером, не успел познакомится с виртуальным миром еще не осознали новой, активной роли зрителя в музейном пространстве. /








































/№ 2Предыдущий опыт пребывания в аналогичном эстетическом пространстве положительно повлияет на готовность принять медиа арт как равноправный вид искусства.

Под опытом пребывания в аналогичном эстетическом пространстве понимается опыт посещения или участия в медиальных выставках. Из 219 респондентов, видевших медиа арт до этого 193 признали увиденное на Медиа Арт Фесте искусством, 26 - отказались. Но в то же время и из 104, ни разу медиа арт не видевших, 91 посетитель сразу признали увиденное как формы искусства, а 13 - отказались. Таким образом, в первый раз мы увидели медиа экспонаты или в пятый - это не влияет на наше мнение о них. Итак, эмпирические исследования опять "пододвигают" теорию. Опыт пребывания в аналогичном эстетическом пространстве не оказывает сильного влияния на нашу культурную толерантность.

Может быть, Влияет возраст? Да! Оказывается, есть определенная взаимосвязь. Из 12% респондентов, отказавших медиа экспонатам в праве называться искусством наиболее всего были представители… нет, не старшего поколения, а как раз наоборот! 3,4%- посетители до 20 лет, а 5,9% -от 20 до 30 лет. Именно молодежь дала основной процент отрицательных ответов. Представители старшего поколения, хоть иногда и не понимали значение увиденного, тем не менее признали - да, это искусство, хотя, может быть, не для нас. В то время как молодежи хватило смелости (или дерзости?) прямо заявить, что искусство и медиа арт - это не одно и тоже. /








































/ № 3 Учитывая широкую распространенность традиционных форм искусства в Санкт-Петербурге, большая часть посетителей фестиваля не будет готова рассматривать представленные на ней экспонаты как формы искусства.

К счастью, гипотеза не подтвердилась. Я говорю "к счастью", потому что в противном случае возник бы конфликт.

Итак, 86% признало современные медиа тоже артом. Распространенность традиционных форм искусства не "законсервировало" наши представления о возможных проявлениях и формах выражения смысла, символики, чувств и эстетики.

Спокойствие и доброжелательное отношение к увиденной новизне показывает в целом готовность петербуржцев к принятию инноваций, которые, скорее всего, не ограничиваются только сферой искусства. /








































/№ 4 Из трех предложенных вариантов развития медиа арта наиболее приемлемым для большинства посетителей окажется форма сосуществования старого и нового видов искусства (ввиду предполагаемого сочетания культурной толерантности и здорового консерватизма у большинства посетителей).

Такая форма принятия обществом инновации (из любой, не только культурной сферы социальной жизни) наиболее безболезнена и поэтому желанна. Если бы на Медиа Арт Фесте было бы заявлено, что с 2001 года в Петербурге будет только медиа культура, то не было бы пределов народно-интеллигентного негодования.

Способ сосуществования старого и нового, с одной стороны, несколько замедляет принятие второго, а с другой - значительно расширяет сферу искусства и, более того, вполне вписывается в современный контекст постмодерна. Действительно, толерантность и доброжелательность зрителей по отношению к увиденному можно объяснить и в философском контексте. Провозлашенный французами постмодерн призывает смотреть на современный мир как на большой коллаж, составленный не только из различных сюжетов, но и из разнообразных материалов, пестрые части которого представлены равноправно. На Фесте было и много разных историй, и сделанные из разных материалов экспонаты - так что он сам и представлял собой большой коллаж.

Таким образом, предполагаемая культурная толерантность большинства посетителей выразилась в том, что "новичка" (то есть медиа арт приняли), а консерватизм (присущий вообще любому человеку, не только посетителям музеев и выставок) проявил себя в нежелании отказаться от старого, доброго, эстетичного и понятного.

Прогноз дальнейшего равития медиа арта очевиден: он приобретет своих почитателей и критиков, и будет развиваться достаточно быстро, поскольку новые технологии, на которых оно вырасло, совершенствуются не из года в год, а изо дня в день. Официальное появление нового искусства на культурной сцене прошло очень даже успешно. Медиа арт не только не стал контркультурой или субкультурой, но сразу присоединился к общепризнанным видам и формам, не вступая с ними в конфликт, а лишь показывая, что донести свою идею, свои чувства или мировосприятие можно и по-другому, используя другие средства достигать той же цели. /








































/ № 5 Потребность услышать компетентное объяснение смыслового значения увиденного на выставке будет зависеть от места первичной социализации посетителей и их профессиональной деятельности.

Начнем с анализа последней переменной. Из 330 посетителей 80 человек одним из мотивов ее посещения назвали профессиональный интерес. С расширением и усложнением термина современного искусства (я имею ввиду различные приставки медиа- кибер-) увеличился и круг людей, относящих себя к сфере искусства и всем социокультурным феноменам с ней связанной. Теперь это не только художники, искусствоведы, студенты и преподаватели художественных училищ и ВУЗов, но и программисты, web дизайнеры, а также постоянный спутник планеты искусства - группа журналистов. Итак, 53 (из 80) профессионала не захотела получить объяснения еще одного профессионала, и только 27 не отказалось бы от такой возможности. А из 65 случайно пришедших на Фест 41 человек ясно артикулировали свою потребность услышать компетентное объяснение. Таким образом, чем профессиональней взгляд посетителя, тем он самодостаточней. Конечно, этих результатов следовало ожидать, но, тем не менее, хочется задаться вопросом: А не помешала ли профессиональная гордость и высокая оценка своих познавательных возможностей общению и с самими художниками-авторами и с гидами на этом Фесте?

Мы уже упоминали, что другой фактор, а именно место первичной социализации, не повлиял на потребность получить объяснения. Цифры не показывают здесь никакой зависимости. /








































/№ 6 Учитывая новизну события и предполагаемую поддержку СМИ, интерес (выражаемый в посещаемости) к выставке будет умеренно активный.

Для проверки этой гипотезы и выполнения одной из задач исследования была составлена Карточка наблюдения, она заполнялась ежедневно, по указанным в таблице параметрам выставлялась средняя оценка посещаемости фестиваля за день.

Измерение интереса к Медиа Арт Фесту, Зал полупустой (=отсутствие интереса ) Посетители есть у каждого экспоната, оживление в зале (= умеренный интерес) Зал заполнен, у некоторых экспонатов очередь ( = значительный общественный резонанс)
19июня (с17-19.00)     1
20 1    
21 1    
22 1    
23 1    
24   1  
25     1
26   1  
27   1  
28   1  
29   Выходной  
30   1  
1июля   1  
2   1  
3   1  
4   1  
5   1  
6   Выходной  
7     1
8     1
9     1
10   1  
11     1
12     1




По полученным результатам видно, что мое предположение подтвердилась.
В первые дни фестиваля было такое ощущение, что экспонаты живут своей жизнью, работают для себя. Посетителей было очень мало, они терялись в темных залах медиа арта. Удивленные устроители фестиваля спокойно (но с внутренним волнением) созерцали происходящее (точнее его отсутствие). Затем посетителей стало чуть-чуть больше, пустых залов уже не было и засыпающие было гиды из Про Арте оживились, поскольку любознательные поклонники медиа арта стали задавать вопросы по существу. Широкое освещение этого медиального события всеми доступными СМИ дало свои результаты - в следующие недели фестиваля отсутствия интереса не было, но не было и широкого общественного резонанса, было спокойно и прохладно. И только в последние дни работы потребители медиа искусства и любители интересных и значимых событий "проснулись". Осознав, что выставку скоро демонтируют и увезут, наша интеллигенция устремилась, несмотря на замечательную погоду, в Манеж. Наконец - то сбылись мечты организаторов - можно было смело говорить о широком общественном резонансе! Только, к сожалению, все интересные доклады и перфомансы были уже проведены в те самые первые дни, когда интерес потенциальных посетителей был направлен не в виртуальное медиа пространство, а в реальное солнечно-дождливое питерское лето.
Тем не менее, фестиваль увидели, заметили и оценили. Туристам он был не интересен, все-таки в Петербург едут из-за других выставочных залов и музеев, а те, кто качается (именно качается, потому что у современного искусства нет лидирующей волны) на волнах современного искусства и смотрит в будущее стали участниками этого медиа праздника. /










































/Следующий, восьмой вопрос определял опыт пребывания в аналогичном эстетическом пространстве. Звучал он так: "Сталкивались ли Вы до этого с медиа, видео или сетевым искусством?"

 01 Да - 67,3% (222чел.)
 02 Нет - 32,7% (108чел.)



/Результаты могут, конечно, немного огорчить немецких устроителей, желавших показать неискушенным россиянам современное (преимущественно западное) медиа искусство, но с другой стороны - они показывают, что в современном информационном обществе наш зритель тоже включен в социокультурные процессы развития, и использует различные коммуникационные средства для получения информации не только политического, но и эстетического и символического характера/











































/ Результаты следующего, девятого вопроса "Считаете ли Вы себя активным пользователем Интернета?" оказались несколько неожиданными. Во-первых, опыт медиа арта и пребывания в Интернете никак между собой не коррелируется, нет прямой связи между ответами на эти, казалось бы похожие, вопросы. Ведь оба они выявляют степень вовлеченности зрителей в виртуальные социокультурные процессы. Во-вторых, глубина этой вовлеченности оказалась настолько же большой, насколько и вообще не представленной. Обратимся непосредственно к результатам:

 01 Да - 25,8% (85чел.)
 02 Пользуюсь Интернетом, но не часто - 45,2% (149чел.)
  03 Нет, никогда не работал в Сети - 29,1% (96 чел.)


Очевидно, что "интернетизация" нашего общества происходит медленно, но верно. Интернет, судя по результатам, используется респондентами преимущественно в прагматичных целях (нечастые пользователи вряд ли первым делом идут на сайты сетевого искусства), хотя результаты предыдущего вопроса не исключают и такую вероятность. Интересно, что оба полюса - активных пользователей Сети и никогда ее не видевших почти уравновешивают друг друга, оставляя в центре потенциал не частых виртуальных путешественников, которые затем, учитывая их перспективный возраст, могут превратиться в активных преобразователей Интернета. /













































/ Десятый вопрос выявлял уровень образования интересующихся медиа артом:

 01 высшее - 43% (142 чел.)
 02 неполное высшее - 35,8% (118чел.)
  03 среднее специальное - 6,1% (20чел.)
  04 среднее - 15,2% (50чел.)


Отметим, что эти результаты не вызывают удивления, они показывают, что респонденты, вошедшие в случайную выборку, достаточно образованы для того, чтобы уметь самостоятельно оценивать происходящее, делать определенные прогнозы и выводы. Молодежь, пришедшая на Медиа Арт Фест, представляла собой развивающуюся интеллигенцию Петербурга, была открыта к общению и достаточно любознательна. Взрослые и пожилые посетители Манежа имели, в основном, высшее образование, были или профессионально заинтересованы в происходящем (художники, дизайнеры, искусствоведы, преподаватели) или расширяли кругозор своего технического образования. 50 (15,2%) посетителей со средним образованием были, преимущественно, школьники старших классов (аттестат будет вот-вот) или абитуриенты. Привлечение внимания именно этой группы показывает достаточно хороший потенциал развития медиа арта. Как правило, тинэйджеры восторженно воспринимали электронное искусство, а, в случае непонимания воздерживались от резких и категоричных высказываний. /













































/ Одиннадцатый вопрос продолжает предыдущий, определяя возраст посетителей/

 01 до 20 лет - 34,5% (114 чел.)
 02 21- 30 лет - 41,5% (137чел.)
  03 31-40 лет - 11,8% (39чел.)
  04 41-55 лет - 7% (23чел.)
  05 старше 55лет - 4,8% (16чел.)


/В выборку, таким образом, попали представители всех предложенных возрастных категорий, что повлияло, естественно, на достоверность результатов и их репрезентативность. Сразу бросается в глаза, что наиболее распространены 1 и 2-ая возрастные группы, а 4 и 5 - представлены, скажем откровенно, не очень.
Чем это объясняется? Понятно, что автор и исполнитель исследования намеренно не выбирала ту или иную возрастную группу. Пространство Медиа Арт Феста было действительно преимущественно заполнено посетителями именно тех возрастов, которые представлены в результатах двухзначными процентными цифрами. Необходимо также учесть и тот факт, что отказ заполнить анкету исходил, преимущественно, от людей старшего поколения, менее контактных и более настороженных. /













































/ Двенадцатый вопрос определял место первичной социализации посетителей. Предполагалось, что восприятие современного искусства, его оценка и прогнозы развития, а также уровень активности, самостоятельности на выставке будет частично зависеть от этого фактора. Каким образом проявилась эта взаимосвязь, мы посмотрим чуть позже, а сейчас обратимся к распределению ответов. Вопрос был открытый, поэтому, для удобства обработки данных я составила свою классификацию ответов /

 01 С.- Петербург (или Ленинград) - 64,5% (213чел.)
 02 Пригороды - 3% (10чел.)
 03 Областные города, села - 10,9% (36чел.)
 04 Крупные города России - 19,1% (63чел.)
  05 Москва - 2,4% (8чел.)


Анализируя эти данные, необходимо учитывать, что они отражают только место, где воспитывался респондент, усваивая культурные традиции, нормы и образцы своего региона. Понятно, что большая часть представленных здесь "иногородних" респондентов сегодня уже не являются таковыми, приехав учиться или работать в северную столицу. Тем не менее, усвоенные в детстве нормы могли повлиять (и повлияли!) на восприятие электронной культуры






/ И, наконец, последний вопрос, который мы представим в этом "отчете", показывает, какой пол активнее посещал Фест, охотнее заполнял анкеты - итак:

 01 Мужской пол - 53% (175чел.)
 02 Женский пол - 47% (155чел.)


Отметим, что мужские компании, гуляющие по залам Манежа, встречались гораздо чаще, чем женские. Подростки и молодые люди были более склонны приходить "стайками", девичьи и женские компании встречались гораздо реже. Дамы, в основном, приходили в сопровождении молодых людей (или, наоборот, их сопровождали?), но были не менее их активны в изучении медиа экспонатов.
Тем, не менее, я считаю, что эти результаты вполне адекватно отражают гендерную активность посещения от генеральной совокупности в целом. Это можно объяснить тем, что представленные экспонаты относятся как к технической сфере знания и компьютерного программирования, так и к искусству. Посетители решили, что, все - таки, больше к искусству, хотя нельзя отрицать, что к искусству, опосредованному техникой. А поскольку "мальчики сделаны" из винтиков, шурупчиков и программных компьютерных обеспечений, то им такое искусство интересно вдвойне (и как искусство само по себе, и как занятные технические "прибамбасы"). /








































000
Hosted by uCoz